• A-
  • A
  • A+

Воспитание...

Проблема воспитания и школы, может даже проблема семьи, это не дети. То есть, когда дети рождаются и постепенно становятся большими, когда они приходят к нам в школу, мы должны быть убеждены, уверены, что Бог дал им все необходимое для того, чтобы вырасти. И что это за вещь, которую дает Бог всем детям, которые приходят на свет в любой части мира?

Проблема воспитания и школы, может даже проблема семьи, это не дети. То есть, когда дети рождаются и постепенно становятся большими, когда они приходят к нам в школу, мы должны быть убеждены, уверены, что Бог дал им все необходимое для того, чтобы вырасти. И что это за вещь, которую дает Бог всем детям, которые приходят на свет в любой части мира?

Это то, что Библия зовет сердцем, или в более экзистенциальных терминах мы можем назвать желанием. Это сердце, это желание, это мотор, который движет интересом ребенка. Ребенок с любопытством смотрит на вещи, сначала на маму, потом на папу и маму вместе, потом на папу и маму и их друзей, людей, которые приходят в дом. И потом, наконец, школа, сначала начальная, средняя, и становясь взрослыми расширяют свой взгляд, пока не обнимут весь мир. То есть, они всегда смотрят, постоянно, полные любопытства. Что они ищут? Что они ищут, когда им всего месяц и они припадают к груди матери, потому что не могут делать ничего другого? Что они ищут, когда делают первые шаги к первым друзьям, или что они ищут, когда приходят в школу? Что они ожидают от нас, когда садятся за парту, смотрят и слушают нас? Они хотят быть самими собой, хотят быть счастливыми, хотят быть уверенными, что в их жизни будет что-то великое и прекрасное. Наша работа в том, чтобы помочь им открыть в себе это сердце, их желание, их потребность блага, счастья. Но первое условие для этого в том, чтобы мы первые были уверены, когда смотрим на них, что их сердце желает хорошей жизни. Другое, что кажется решающим: как убедить их, что жизнь хороша, что можно быть хорошими? Воспитание зависит от нашей уверенности в том, что реальность целиком, вся жизнь, все то, что они видят, встречают, знают – хорошо. Бог создал это для них, чтобы они могли узнать и полюбить самих себя, все вещи и всех людей. Каждый из школьных предметов – это средство, при помощи которого Бог возделывает эти существа, которые такие, какими мы все приходим в мир, такие бедные – мы все действительно слепые, глухие и хромые – но воспитание возвращает нам зрение, слух и возможность ходить, пользоваться руками, обнимать. Школа как земля. Земля таинственным образом кажется единой субстанцией, недифференцированной – никто не думает, сколько всего разного есть в земле – но там влага, вода, протеины, минералы, и в эту землю Бог посадил маленькое семечко. Семя, если бы не было земли, умерло бы. Такая школа как наша появляется, чтобы быть землей, где все стремится помочь семечку. Когда оно прорастет, решать не нам: это записано в истории, в ДНК семени, когда ему цвести, сколько должно быть цветов, не мы решаем. Нам следует делать работу земли: орошать, вспахивать, выносить на солнце, заносить обратно, чтобы семечко могло делать свою работу, наша же ответственность – работа земли.

Цитаты badge

badge

 

На основе прочного фундамента христианских ценностей сформировалась не только культура, но и духовно-нравственный облик человека. Христианская традиция является незыблемым камнем, на котором нравственное начало человека может развиваться и приносить добрые плоды. Если же говорить о внерелигиозной морали, то ее нельзя назвать камнем — это зыбкая почва. Почему зыбкая? А потому, что внерелигиозная мораль возводит принципы нравственной жизни не к абсолютному и непререкаемому Началу, Которым является Бог, а к обстоятельствам жизни, к меняющемуся историческому и культурному контексту. И получается так, что внерелигиозная мораль влечет вместе с собой некую относительность нравственных понятий. Что сегодня хорошо, то завтра может быть плохо. Что для одного народа хорошо, для другого может быть плохо. Что для богатых хорошо, то для бедных может быть плохо. И мы знаем, что относительность морали порождала самые страшные, в том числе человеконенавистнические, идеологии, жертвами которых становились миллионы людей.

Патриарх Кирилл

badge

 

Линия борьбы между Светом и тьмой, между Богом и диаволом особым образом проходит по сердцам молодых людей. Мы живем в такой культуре, в которой была изгнана идея греха и вместо нее возникла идея свободы. Свобода является величайшим Божиим даром, ради нее люди шли на баррикады, жертвовали свои жизни, умирали. Спросите любого человека — ни один не скажет, что он против свободы, но в истории получилось так, что это Божие благословение было использовано во вред человеку, свобода раскрепостила человека, и что самое главное — вытеснила идею греха

Патриарх Кирилл

badge

 

Будем помнить, что основы апостольской, отеческой православной веры, заложенные в душу подростка с детства, со временем могут стать твердым фундаментом, несокрушимой скалой, возвышающей его над бурными волнами житейского моря. Живая религиозная вера позволяет душе, укрепленной благодатью Божией, стойко переносить жизненные невзгоды, оставаться чистой и незапятнанной во всех жизненных обстоятельствах. Человека, сохранившего до конца дней своих эту живую веру, можно, поистине, назвать счастливым. И, наоборот, говоря словами блаженного Августина: «Человек, который знает обо всем, но не знает Христа, является глубоко несчастным».

Патриарх Кирилл