- A-
- A
- A+
Воспитание...
Проблема воспитания и школы, может даже проблема семьи, это не дети. То есть, когда дети рождаются и постепенно становятся большими, когда они приходят к нам в школу, мы должны быть убеждены, уверены, что Бог дал им все необходимое для того, чтобы вырасти. И что это за вещь, которую дает Бог всем детям, которые приходят на свет в любой части мира?
Проблема воспитания и школы, может даже проблема семьи, это не дети. То есть, когда дети рождаются и постепенно становятся большими, когда они приходят к нам в школу, мы должны быть убеждены, уверены, что Бог дал им все необходимое для того, чтобы вырасти. И что это за вещь, которую дает Бог всем детям, которые приходят на свет в любой части мира?
Это то, что Библия зовет сердцем, или в более экзистенциальных терминах мы можем назвать желанием. Это сердце, это желание, это мотор, который движет интересом ребенка. Ребенок с любопытством смотрит на вещи, сначала на маму, потом на папу и маму вместе, потом на папу и маму и их друзей, людей, которые приходят в дом. И потом, наконец, школа, сначала начальная, средняя, и становясь взрослыми расширяют свой взгляд, пока не обнимут весь мир. То есть, они всегда смотрят, постоянно, полные любопытства. Что они ищут? Что они ищут, когда им всего месяц и они припадают к груди матери, потому что не могут делать ничего другого? Что они ищут, когда делают первые шаги к первым друзьям, или что они ищут, когда приходят в школу? Что они ожидают от нас, когда садятся за парту, смотрят и слушают нас? Они хотят быть самими собой, хотят быть счастливыми, хотят быть уверенными, что в их жизни будет что-то великое и прекрасное. Наша работа в том, чтобы помочь им открыть в себе это сердце, их желание, их потребность блага, счастья. Но первое условие для этого в том, чтобы мы первые были уверены, когда смотрим на них, что их сердце желает хорошей жизни. Другое, что кажется решающим: как убедить их, что жизнь хороша, что можно быть хорошими? Воспитание зависит от нашей уверенности в том, что реальность целиком, вся жизнь, все то, что они видят, встречают, знают – хорошо. Бог создал это для них, чтобы они могли узнать и полюбить самих себя, все вещи и всех людей. Каждый из школьных предметов – это средство, при помощи которого Бог возделывает эти существа, которые такие, какими мы все приходим в мир, такие бедные – мы все действительно слепые, глухие и хромые – но воспитание возвращает нам зрение, слух и возможность ходить, пользоваться руками, обнимать. Школа как земля. Земля таинственным образом кажется единой субстанцией, недифференцированной – никто не думает, сколько всего разного есть в земле – но там влага, вода, протеины, минералы, и в эту землю Бог посадил маленькое семечко. Семя, если бы не было земли, умерло бы. Такая школа как наша появляется, чтобы быть землей, где все стремится помочь семечку. Когда оно прорастет, решать не нам: это записано в истории, в ДНК семени, когда ему цвести, сколько должно быть цветов, не мы решаем. Нам следует делать работу земли: орошать, вспахивать, выносить на солнце, заносить обратно, чтобы семечко могло делать свою работу, наша же ответственность – работа земли.